Актуальность
Одной из задач художественно - эстетического воспитания детей в детском саду является развитие воображения. Воображение способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Дошкольный возраст многие определяют как самый сензитивный для педагогического воздействия в период: когда у ребёнка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень принятия, «Впитывания» окружающих впечатлений чрезвычайно высока. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие фантазии и воображения у детей. Впоследствии эти процессы начинают угасать. Главное не пропустить этот момент и постараться развивать способности вовремя, иначе личностные качества ребенка будут ущемлены, а творческое мышление будет снижено.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать творческие способности детей в процессе изобразительной деятельности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Опыт работы показывает, что именно нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Цель программы.
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи программы:
1. Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
2.Научить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования;
3. Развить творческие способности в продуктивных видах деятельности, умение составлять собственный замысел и воплощать его в рисунке.
4. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
5.Формировать навыки сотрудничества.
Задачи для детей 2- 4 лет
Вызвать интерес к рисованию нетрадиционными способами, формировать умения изображать предметы разных форм, разных цветов гуашевыми красками. Воспитывать интерес к отображению представлений о природе, желание передавать в рисунке свои впечатления.
Задачи для детей 4-5 лет
Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования. Формировать умения комбинировать разные способы рисования: пальцевая живопись и использование тычка; восковые мелки и акварель; пальцевая живопись и акварель.
Задачи для детей 5-6 лет
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления. переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;
-Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
Задачи для детей 6-7 лет
Научить различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного искусства и переносить это понимание в собственную художественную деятельность;
- Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов, композиций, а также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла;
-Учить ребёнка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы.
Организация образовательного процесса
Дополнительная образовательная программа «Цветные ладошки» разработана для детей дошкольного возраста (с 2 - 7 лет) 4 занятия на учебный год - в младшем и среднем дошкольном возрасте и 32 занятия на учебный год - в старшем дошкольном возрасте. Предполагается проведение совместной деятельности по подгруппам, продолжительностью для детей 2-3 года - 10 мин, 3- 4 года - 15 мин, 4-5 лет - 20 мин, 5-6 лет - 20-25 мин., 6-7 лет – 25-30 мин.
Программа составлена с учётом методических рекомендаций авторской программы «Цветные ладошки» Лыковой И.А. с учетом интеграции образовательных областей: «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».
Ожидаемые результаты
Освоение программы дополнительного образования «Цветные ладошки» у детей дошкольного возраста будет способствовать:
· развитию интегративных качеств, таких как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость,
· умению планировать свои действия.
· повышению уровня развития творческих способностей и воображения.
Дети научатся работать с разнообразным материалом, применять полученные знания о нетрадиционной технике рисования в практических работах.