Мастер - класс по изготовлению музыкальных инструментов
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя
Развитие двигательной активности на музыкальных занятиях
Здоровьесберегающая технологии в музыкальной деятельности
Рекомендации музыкального руководителя (Подготовила Гаврилова О.О.)
От природы музыкален каждый
Природа наградила человека щедро: она дала ему все, для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуков.
Все мы, от природы, музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Подружите с ней малыша!
Педагоги и музыканты пришли к мнению о том, что задатки в музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Также считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не стоит огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или станцевать, или его исполнение далеко от совершенства. Не расстраивайтесь! Количество обязательно перейдет в качество, только для этого требуется время и терпение.
Ни в коем случае не приклеивайте к вашему ребенку ярлык «немузыкален» - постарайтесь сделать все для того, чтобы эту музыкальность у него развить.
Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней, тем более музыкальным он становится.
Музыка начинается в семье
Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдет верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.
В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет.
Постарайтесь:
- Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки
- Приобретать музыкальные игрушки (погремушки, гармошки, дудки и др.) и изготовлять их самостоятельно.
- Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, петь и танцевать вместе с ним.
- Если вы владеете игрой на каком-либо музыкальном инструменте, нужно как можно чаще музицировать, аккомпанировать своему малышу, когда он поет или танцует.
- Искать музыку везде: дома, в лесу, на берегу реки, в городе.
- Посещать со своим ребенком музыкальные концерты.
- Здоровьесберегающие технологии в семейном воспитании
Использование здоровьесберегающих технологий в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. Ведь вдвойне полезнее для малыша будет поиграть в игры дома, вместе с мамой и папой.
К тому же игры с пальчиками, игровой массаж, оздоровительные упражнения помогут сохранить и укрепить здоровье ребенка.
У детей есть фальцетное и грудное звучание. Грудное звучание для них естественнее, так как идет от разговорного. В пении они чаще всего используют его. Однако, петь фальцетом дошкольникам безопаснее, так как звук основан на несмыкании голосовых связок, тогда как грудное пение вызывает трение связок.
Вот некоторые оздоровительные упражнения для горла, которые помогут в развитии и укреплении голосового аппарата ребенка:
«Резиновая игрушка»
Купили в магазине резиновую Зину
Резиновую Зину в корзине принесли.
Она сказала: «Ш-ш-ш!»
Потом сказала: «С-с-с!»
Затем сказала: «Х-х-х!»
Потом устало: «Ф-ф-ф!»
Жужжала тихо: «Ж-ж-ж!»
И вовсе сдулась: «З-з-з!»
«Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреемся немножко
(сначала дышит на ладошке бесшумно,
затем с голосом «А-а-а!»)
«На лошадке»
Я на прутике скачу, чу, моя лошадка, чу!
Я кормлю тебя досыта, подковал твои копыта,
Хвост пушистый причесал, гриву лентой подвязал.
Точно ветер я лечу, чу, моя лошадка, чу!
(цокает язычком с разной динамикой и темпом)
Дети и музыка
Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они «мурлычат» себе под нос, играя или рисуя, мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку? На музыкальных занятиях в детском саду? Не маловато ли?
Можно ли всерьез говорить о развитии музыкального вкуса, любви к музыке при таких «дозах»?
Может ли ребенок за это время понять, что музыка – это волшебство, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний. Или маленьким детям такие сложные чувства не доступны?
Оказывается, что музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Чем меньше ребенок, тем более восприимчив он к звучанию мира, окружающего его.
Мы взрослые мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белье, стены комнаты, где находится малыш, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что вокруг нас звучит.
А ведь это совсем небезразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка. Малыш растет, и все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие музыкального слуха не обращаем внимания. И вот результат.
Большинство детей безразличны к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны. Из всего богатства музыки предпочитают наиболее грубые хиты, которые часто слышат с экрана ТВ; у них отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное, у них нет желания и умения слушать музыку, получать от нее удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. А нужно ли им это? Да, очень нужно!
Если ребенок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные, красивый гармоничные произведения живописи, скульптуры, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», то есть способность отличать красивое от банального или безобразного.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать.
В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят слышать – будь то собеседник, природа или музыка. Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приемы. Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы. Это сигнал пожарной машины или шум легкового автомобиля. От звуков улицы можно перейти к звукам дома. Можно слушать тишину. Это очень интересно!
Необходимо научить детей слышать разницу в звуках и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие.
Для интересной игры можно сделать «инструменты». Любые коробочки или баночки отлично сойдут за барабаны и маракасы, если туда поместить горох или другие сыпучие продукты. С помощью этих шумовых инструментов можно «озвучивать» читаемые вслух сказки.
Если ребенок по своей инициативе охотно музицирует, поет, танцует, делая все это выразительно и правильно, то можно говорить о хорошем уровне музыкального развития.
Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном «легкая» музыка. Они слышат ее везде: дома, в парке, в транспорте. Музыкальное разнообразие необходимо, но при этом важно учитывать огромное воспитательное воздействие классической музыки на человека.
Не делайте тише радио, если играет симфонический оркестр. Не выключайте телевизор, если вдруг зазвучала классическая музыка. Сейчас в каждом доме есть видеоаппаратура. Купите ребенку сказку «Спящая красавица» или «Щелкунчик» и дети невольно будут приобщаться к классике.
Пусть дети слушают больше музыкальных сказок, детских песен. Ведь музыка важна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может взволновать, вызвать слезы и грусть.