МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 "СКАЗКА"

Пояснительная записка

 

 (полная версия)

Пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь и охотно поют. Участвуя в пении, дети сами исполняют музыкальные произведения, при этом они активно выражают свои переживания, чувства и глубже воспринимают музыку.

Песня – яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация.

Пение развивает музыкальные способности у детей, музыкальный слух, музыкальную память и чувство ритма.

Пение оказывает большую помощь в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слов.

Пение объединяет детей общим настроением. При исполнении песен дети приучаются к совместным действиям. Они слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.

Программа «Камертон» направлена на развитие певческих способностей детей. За основу  музыкально-педагогического процесса взяты  методические рекомендации по развитию певческих способностей дошкольников, программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста Э.П. Костиной «Камертон».

Программа представлена в виде пяти  ступеней музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. Это позволяет логично разложить системный материал по ступеням, помогает педагогу легче понять стройную систему музыкального образования детей, наконец, позволяет детям видеть, как они поднимаются вверх по ступенькам музыкальной лесенки.

Условно каждая ступень соответствует одному году жизни ребенка в мире музыки и предусматривает последовательное освоение всех ступеней:

первая-вторая  ступени – это ступени музыкального воспитания и развития;

третья-пятая ступени – ступени музыкального обучения, воспитания и развития.

Целью программы является развитие певческих способностей детей на разных ступенях музыкального развития.

         Главной задачей  программы является  овладение ребенком видом исполнительской деятельности – пением.

         Осуществление программных задач в младшем и среднем дошкольном возрасте происходит в свободной музыкальной деятельности детей, в старшем дошкольном возрасте – на занятиях кружка «До-ми-солька» продолжительностью:

старшая группа – 20 минут;

подготовительная к школе группа – 25 минут.

 

Принципы реализации программы

         В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

Принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства – народного и современного;

Принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач музыкального образования детей 2-7 лет и художественно-образной основы содержания музыкального репертуара;

Принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов: семьи и родного дома, детского сада, родного края, родины – России.

         При освоении программы детьми должны также учитываться следующие принципы:

Принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования на основе взаимодействия ведущих его компонентов (цель, содержание, средства, результат), ядром которого выступают ведущие линии музыкального развития ребенка;

Принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

Принцип гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно ориентированной модели музыкально-педагогического процесса в ДОУ.

Музыкальный репертуар

Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной и современной музыки. Педагог, учитывая интересы детей, предлагает им несколько произведений, чтобы дети могли высказать свои предпочтения  и выбрать ту песню, которая им наиболее понравилась.

         При подборе музыкального репертуара необходимо:

         *учитывать возрастные возможности детей; подобрать репертуар, доступный возрасту детей;

*осуществить связь содержания музыкальных произведений с жизнедеятельностью детей в окружающем их социуме;

*подбирать музыкальные произведения в соответствии с логикой усложнения  музыкального художественного образа.

 

Первая ступень обучения пению детей в возрасте  2-3 года.

Музыкальное развитие.

         На третьем году жизни наблюдается развитие музыкальности ребенка, и прежде всего ее ведущего компонента – эмоциональной отзывчивости на музыку. Малыш не только откликается на общее настроение, переданное в музыке, но и выделяет понятные интонации восхищения, горя, вопроса и ответа.

         Развивается музыкальная память и мышление, поскольку интенсивно расширяется музыкальный запас малыша. Он помнит многие музыкальные произведения, узнает их. Особенностью возраста является то, что ребенок любит многократно слушать полюбившиеся ему песни. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

         Развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности: контрастных регистрах, тембрах, темпах, ритмах и динамике музыкального звучания.

         В течение третьего года развивается активность детей в музыкальной деятельности. В связи с обогащением речи интенсивно развивается певческая деятельность. Малыш получает удовольствие от исполнения песен, он подпевает концы фраз, и, наконец, поет несложные песенки, построенные на простой мелодии с повторяющимися речевыми фразами. Большинство детей поют песни выразительно, напевно, но неточно передают мелодию песни.

         В этом возрасте малыши готовы к музыкально-творческим проявлениям в пении (придумывают плясовую, колыбельную для куклы).

Задачи развития:

         *побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные и изобразительные особенности музыки песни;

*развивать музыкально-сенсорный слух детей;

*приобщать к выразительному пению;

*приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному со взрослым, под аккомпанемент и без него;

*побуждать к освоению азбуки первой ступени первоначальных музыкально-творческих певческих проявлений (спеть колыбельную для мишки, плясовую для зайчика и т.д.).

Ожидаемые результаты:

         Ребенок, освоивший азбуку первой ступени, будет:

         *с удовольствием включаться в выразительное пение интересных для него песен;

* эмоционально реагировать на звучание музыки.

Вторая ступень обучения пению детей в возрасте 3-4 года.

Музыкальное развитие.

         В этом возрасте у малыша уже имеется достаточный объем музыкально-слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии их музыкальной памяти. Имеющийся музыкальный опыт позволяет им вслушиваться и различать музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые виды песни (колыбельная и плясовая).

         Воспринимая с удовольствием яркий конкретный образ музыкального произведения, большинство детей так же ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: дети легко различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыки, тембры инструментов.

         Вместе с тем, возможности детей в пении, безусловно, по-прежнему невелики, поскольку голосовые связки находятся в зачаточном состоянии. Певческий голос у ребенка довольно слабый, естественное пение отрывистое; певческое дыхание очень короткое; певческая дикция в основном нечеткая и неясная; певческий диапазон небольшой (ре-ля первой октавы), у детей уже проявляется тип певческого голоса (высокий, средний, низкий), в силу психологических возможностей они не могут следить за чистотой певческой интонации, поэтому поют мелодию в основном неверно.

Задачи развития:

*развивать музыкально-эстетическое восприятие песен народного и современного репертуара, разнообразного характера и тематики;

*формировать музыкально-слуховые певческие представления;

*побуждать к целостному восприятию песни;

* формировать умения выразительного исполнения песен;

*учить выражать свои музыкальные впечатления и свое отношение к содержанию и характеру песни в           элементарных суждениях;

*формировать основы элементарных песенных творческих проявлений.

Ожидаемые результаты:

         Ребенок, освоивший  азбуку второй ступени, будет:

         *помнить и самостоятельно исполнять большинство прослушанных и усвоенных песен;

         *различать средства выразительности пения;

*эмоционально передавать в пении содержание песни;

         *владеть некоторыми основами певческой техники.

Третья ступень обучения пению детей в возрасте 4-5 лет.

Музыкальное развитие.

На пятом году ребенок по-прежнему проявляет большой интерес к пению – любит петь вместе со сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно; осознанно использует в пении средства выразительности; правильно пропевает мелодии отдельных небольших фраз песни; отмечается напевное звуковедение, пропевание небольших фраз песни, не прерывая дыхание. Певческий диапазон в пределах ре-ля первой октавы.

Однако в то же время в этом возрасте певческие возможности остаются по-прежнему небольшими. Голосовой аппарат ребенка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое; дикция у многих детей остается нечеткой. Ребенок не может отследить правильность  пения.

Задачи развития:

*продолжать формировать музыкально-слуховые певческие представления;

*поддерживать интерес к восприятию песен;

*воспитывать желание к сольному исполнению;

*знакомить детей с поведенческими навыками на сцене;

*развивать восприятие азбуки третьей ступени способов певческих умений: напевное, отрывистое пение; четкую, правильную дикцию; правильное интонирование отдельных фраз; слаженность пения;

*побуждать к песенному творчеству;

*прививать  любовь к фольклору.

Ожидаемые результаты:

         Ребенок, освоивший азбуку третьей ступени, будет:

         *самостоятельно петь любую из выученных песен;

         *владеть основами певческой техники;

         *проявлять творчество в выразительности исполнения песен;

         *уметь петь для зрителя, свободно держать себя на сцене.

Четвертая ступень обучения пению детей в возрасте 5-6 лет.

Музыкальное развитие.

         На шестом году жизни у ребенка сформирована потребность в пении. В этом возрасте можно отметить следующие положительные особенности пения детей:

Голос стал более звонким.

Более дифференцированно выделяются дети с высокими или низкими голосами, для большинства характерен диапазон ре-си первой октавы.

Налаживается вокально-слуховая координация; дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, начинают пользоваться самоконтролем, исправлять неточности своего пения.

Могут петь на одном дыхании фразы песни.

Певческая дикция у большинства детей правильная.

Совместное пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим оттенкам.

Задачи развития:

*продолжать формировать музыкально-слуховые певческие представления;

 *продолжать развивать звукообразование, звуковедение, певческую дикцию, точность исполнения мелодических, ритмических, динамических и темповых особенностей;

*побуждать к выразительному пению;

*развивать песенное творчество;

*продолжать работу над поведением на сцене, учить петь с использованием микрофона;

*воспитывать любовь к фольклору, через исполнение народных песен.

Ожидаемые результаты:

         Ребенок, освоивший азбуку четвертой ступени, будет:

         *иметь достаточный запас музыкально-слуховых певческих представлений;

         *уверенно вести себя на сцене и передавать свои музыкальные впечатления в словах, жестах;

         *уметь осознанно использовать в пении отдельные средства выразительности;

         *владеть способами певческих умений: звуковедение, точность интонирования, дыхание, дикция;

          *иметь репертуар любимых песен.

Пятая ступень обучения пению детей в возрасте 6-7 лет.

Музыкальное развитие.

         На седьмом году жизни ребенок обладает довольно большими возможностями в певческой деятельности. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом. Дети поют негромко, но напевно и звонко. Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы: до первой – до второй октавы.

         Большинство детей имеют значительный запас песен, выделяют любимые. Они могут осознанно осваивать различный по тематике и более яркий по средствам выразительности песенный репертуар.

         При собранности внимания все дети могут чисто интонировать. Ритмический и динамический ансамбль отличается слаженностью и не вызывает затруднений.

Задачи развития:

         *развить музыкально-эстетическое восприятие песен современного и народного репертуара;

         *формировать музыкально-слуховые певческие представления;

*отмечать правильность звукообразования, красоту звуковедения, точность, ясность певческой дикции, правильность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка;

         *содействовать творческой самостоятельности и активности;

          *давать возможность  проявлять сценическое мастерство.

Ожидаемые результаты:

         Ребенок, освоивший азбуку пятой ступени, будет:

         *иметь достаточно развитые  певческие навыки;

         *владеть первоначальными навыками сценического мастерства.

         *осознанно и самостоятельно использовать в пении средства выразительности;

         *сопровождать свое пение импровизацией движений;

          *любить народные песни.