Пояснительная записка
Систематические занятия плавания ведут к совершенствованию органов кровообращения, дыхания, благодаря ритмичной работе мышц улучшается сердечная деятельность, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система , крепче становиться сон. Улучшается аппетит повышается общий тонус организма , совершенствуются движения . увеличивается выносливость. Одновременно с обучением плаванию детям прививаются навыки самообслуживания , что очень важно для их всестороннего развития.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка. Но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляют удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду , боятся глубины. Психологами установлено .что главная опасность на воде – не действие в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то , чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное и не безобидное чувство. Занятия плаванию развивают такие черты личности как целеустремлённость , настойчивость, самообладание решительность , смелость , дисциплинированность, умение действовать в коллективе проявлять самостоятельность , которые в дальнейшем будут способствовать успешному обучению в школе.
Цель: Гармоничное физическое развитие ребёнка. Воспитание стремления к здоровому образу жизни, формирование первоначальных навыков плавания.
Задачи:
Создание условий для оздоровления и закаливания детей.
Формирование первоначальных навыков плавания.
Воспитание самостоятельности и дисциплинированности.
Преодоление водобоязни, знакомство с техникой дыхания, первоначальными упражнениями гидроаэробики.
Ожидаемые результаты: дети 4-5 лет преодолеют водобоязнь, будут свободно ориентироваться в водной среде.
Задачи: 5-6 лет (Старшие группы)
Закрепление элементов гидроаэробики, знакомство с техникой видов плавания: брасс, кроль.
Ожидаемые результаты: дети 5-6 лет освоят первоначальные навыки техники плавания: брасс и кроль.
Задачи: 6-7 лет (подготовительные группы)
Научить, свободно выполнять упражнения гидроаэробики, овладеть техникой плавания: брасс и кроль.
Ожидаемые результаты: в результате дети 6-7 лет научаться плавать в стиле брасс, кроль, будут проплывать определённую дистанцию удобным для него способом.
Сроки реализации программы - 3 года (с 4 до 7 лет). Занятия проводятся один раз в неделю, подгруппами. Продолжительность занятий возраст с 4до5 лет – 20 минут, с 5 до 6 лет – 25 минут, с 6до7 лет -30минут. Количество занятий в год - 28 академических часов в каждом возрасте.
Ожидаемые результаты
Выпускники ДОУ будут уверенно передвигаться в воде, освоят две техники плавания (брасс, кроль) и усвоят элементарные правила здорового образа жизни.
Принципы реализации программы .
Осуществляется индивидуальный подход к ребёнку – учитывается возрастные особенности развития детей, уровень физического развития, состояние здоровья ребёнка, желание ребёнка, его эмоциональное состояние.
Принцип наглядности один из ведущих при обучении плаванию
Принцип постепенности и последовательности ( от привыкания к воде до разучивания определённых плавательных движений).
Принцип доступности – дети начиная с 4-7 лет имеют возможность посещать занятия обучение плавания.
Методические приёмы: Для реализации программных задач используются следующие методы и приёмы: дыхательная гимнастика , релаксационные упражнения, подвижные игры на воде, вхождение в образ, упражнения на укрепление мышечного корсета спины, рук ног, хождение по дорожке «Здоровья», массаж струёй воды, тактильный массаж, элементы акваэробики, объяснение, показ. Беседы о пользе плавания, минутки ОБЖ
Содержание программы
Этапы обучения
Первый этап ( 4-5 лет) Знакомство с водой и её свойствами (плотность , вязкость, прозрачность) , преодоление водобоязни. Получение удовольствия от взаимодействия с водой, чтобы быть здоровым.
Второй этап (5-6лет) связан с приобретением детьми умений и навыков: держаться на поверхности воды ( всплывать, лежать, скользить), самостоятельно выполнять упражнения «Вдох» - «Выдох» в воду несколько раз подряд, с развитием личностных качеств : настойчивости. решительности.
Третий этап (6-7 лет ) направлен на сохранение согласованности рук, ног, и дыхания , характерных для разучиваемого способа плавания. Освоение способов плавания : кроль на груди , кроль на спине, брасс. Воспитание самостоятельности и дисциплинированности.