Программа «Ритмическая мозаика » для детей дошкольного возраста 4-7 лет является адаптированной. В основу программы положена программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Направленность программы – художественно-эстетическая .
Пояснительная записка
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, поэтому данная программа, основанная на движениях под музыку будет развивать музыкальный слух, двигательные движения, а также психические процессы, поэтому основная направленность программы –психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.
В репертуар программы для детей 4-7 лет входит современная музыка, движения, в соответствии запросам детей, явлений окружающей жизни и потребностью педагога вносить в свою работу новое.
Особенность программы заключается в том, что она ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. Акцентирование внимания происходит не столько внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько, развитию тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность.
Мы полагаем, что данная программа создаст условия для самовыражения детей, позволит им раскрепоститься, снять эмоциональные барьеры: скованности, неуверенности, они научаться владеть своим телом, красиво двигаться, с помощью музыкально-ритмических движений передавать свои чувства.
Формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности ребенка.
Приоритетные задачи:
развитие способности детей к выразительному исполнению движений,
умение импровизировать под незнакомую музыку.
Создание условий для эмоционального комфорта детей.
Задачи 4-5 лет ( Средние группы)
1..Воспитание, интереса, потребности в движениях под музыку
2. Развитие гибкости, пластичности ,мягкости движений.
3.Воспитание умения выполнять движения в соответствии с характером и темпом музыки
Ожидаемые результаты: к концу года дети освоят несколько видов ходьбы , научатся плавности и гибкости движений , разучат танцевально- ритмическую композицию.
Задачи 5-6 лет ( Старшие группы)
1.Развитие способности к выразительному исполнению движений и умения импровизировать под музыку.
2.Развивать точность и правильность движений в танцевально - ритмических композиций.
Ожидаемые результаты: к концу года дети научатся двигаться под музыку, научаться различать музыку по жанру и темпу, начнут уверенно выполнять движения при выполнении композиций.
Задачи 6-7 лет ( Подготовительная группа)
1.Воспитание интереса и любви к музыке и желание выполнять движения под музыку.
2. Развитие умения выражать в движении характер музыки её настроение.
Ожидаемые результаты: дети научаться я красиво двигаться , владеть своим телом, станут эмоционально раскрепощенными, уверенными в себе.
. воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку;
. развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроения;
. развитие способности различать жанры произведения – плясовая, вальс, полька, современный танец, песня (песня-марш, песня-танец) и др., разные по характеру и выражать это в соответствующих движениях;
2. Развитие двигательных качеств и умений:
развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:
. Основные: ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках «гусиным шагом», с ускорением и замедлением;
Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а так же высокий, широкий, пружинящий;
Прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный»
Общеразвивающие упражнения – на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичночти, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
Имитационные движения – различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений;
Плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве
Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны и др.
Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, самостоятельно создавая пластический образ;
Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развития нравственного - коммуникативных качеств
. воспитание умения вести себя в коллективе, во время движения;
. учить детей передавать свои чувства в движении.
6. Сроки реализации программы
Срок реализации программы – три учебных года. Занятия проводятся в групповой форме (группа 12-15 человек: дети в возрасте 4-7 лет). Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью в возрасте (4-5 лет ) -20 минут; (5-6 лет) – 20- 25 минут ; (6-7 лет) – 25-30 минут.
Для дошкольного возраста (4-5 лет) - общее количество занятий- 28.
Для дошкольного возраста (5-6 лет)- общее количество занятий – 28 ; Для дошкольного возраста (6-7лет) общее количество занятий – 28 .
7. Ожидаемые результаты
Мы полагаем, что данная программа создаст условия для самовыражения детей, позволит им раскрыть индивидуальные танцевально - ритмические способности, раскрепоститься, снять эмоциональные барьеры: скованности, неуверенности, они научаться владеть своим телом, красиво двигаться, с помощью музыкально-ритмических движений передавать свои чувства. Разученные танцевально-ритмические комплексы, планируем представить на праздниках в детском саду и городских мероприятиях.
К концу освоения программы дети научаться:
· выразительно исполнять движения под музыку;
· самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
· импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;
· точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях;
· красиво двигаться и владеть своим телом, станут эмоционально раскрепощенными и уверенными в себе .
8. Содержание программы
Этапы реализации программы
1. Этап первичной диагностики – п/д
2. Обучающий этап
3. Развивающий этап
4. Контрольный этап (заключительная диагностика) – з/д
Этап первичной диагностики включает в себя изучение двигательных навыков детей (бег, прыжки, поскоки, построения, перестроения и др.); определение индивидуальных способностей и склонностей ребенка; Обучающий этап представляет собой разучивание танцевально-ритмических движений. Развивающий этап включает в себя использование игровых приемов, способствующих повышению двигательных навыков и проявлению творчества. Обучающий и развивающий этапы являются основными.
На основном этапе в соответствии с календарно-тематическим планированием проводятся занятия.
На контрольном этапе используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики двигательного и ритмического развития ребенка.
9. Методическое обеспечение программы
В ходе реализации данной программы основными приемами обучения в танцевально-ритмических упражнениях являются:
1. Показ с пояснениями (поэтапное обучение и показ танцевально-ритмического движения);
2. Игровые приемы, повышающие активность и развивающие сообразительность;
3. Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка; использование упражнений по обучению невербальным средствам выразительности: мимики и пантомимики.
4. Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку;
5. Тренинги на релаксацию, музыкотерапию
6. Выбор оптимальной формы занятий.