МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 "СКАЗКА"

Программа  «Ритмическая мозаика » для детей  дошкольного возраста 4-7 лет является адаптированной. В основу программы положена программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. Направленность программы – художественно-эстетическая .

Пояснительная записка

(полная версия)

         Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, поэтому данная  программа, основанная на движениях под музыку будет развивать музыкальный слух, двигательные движения, а также психические процессы, поэтому основная  направленность программы –психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

В репертуар  программы для детей 4-7 лет входит современная музыка, движения, в соответствии  запросам детей, явлений окружающей жизни  и потребностью педагога вносить в свою работу новое.

Особенность программы заключается в том, что она ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. Акцентирование внимания происходит не столько   внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании   двигательных умений), сколько, развитию тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку, прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы,  а также их подвижность.  

Мы полагаем, что данная программа создаст условия для самовыражения детей, позволит им раскрепоститься, снять эмоциональные барьеры: скованности, неуверенности, они  научаться владеть своим телом, красиво двигаться, с помощью музыкально-ритмических  движений  передавать свои чувства.

 

 Цель программы  «Ритмика»:

Формирование средствами музыки и ритмических  движений  разнообразных  умений, способностей, качеств личности ребенка.

                              

  Приоритетные задачи:

развитие способности детей  к выразительному исполнению движений,

умение импровизировать под незнакомую музыку.

Создание условий для эмоционального комфорта детей.

 

 

 

 

Задачи 4-5 лет ( Средние группы)

1..Воспитание, интереса, потребности в движениях под музыку

2. Развитие гибкости, пластичности ,мягкости движений.

3.Воспитание умения выполнять движения в соответствии с характером и темпом музыки

Ожидаемые результаты: к концу года дети освоят несколько видов ходьбы , научатся плавности и гибкости движений , разучат танцевально- ритмическую композицию.

Задачи 5-6 лет ( Старшие группы)

1.Развитие способности к выразительному исполнению движений и умения импровизировать под музыку.

2.Развивать точность и правильность движений  в танцевально - ритмических композиций.

Ожидаемые результаты: к концу года дети научатся двигаться под музыку, научаться различать музыку по жанру и темпу, начнут  уверенно выполнять движения при выполнении композиций.

Задачи 6-7 лет ( Подготовительная группа)

1.Воспитание интереса и любви к музыке и желание выполнять движения под музыку.

2. Развитие умения выражать в движении характер музыки её настроение.

Ожидаемые результаты: дети научаться я красиво двигаться , владеть своим телом, станут эмоционально раскрепощенными, уверенными в себе.

 Развивающие задачи:

 

 

 

 1.Развитие музыкальности:

. воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку;

.     развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроения;

.     развитие способности различать жанры  произведения – плясовая, вальс, полька,  современный танец, песня (песня-марш, песня-танец) и др., разные по характеру и выражать это в соответствующих движениях;

2. Развитие двигательных качеств и умений:

     развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений:

.    Основные:  ходьба – бодрая, спокойная, на  полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках  «гусиным шагом», с ускорением и замедлением;

         Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ, а так же высокий, широкий, пружинящий;

         Прыжковые  движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный»

Общеразвивающие  упражнения – на различные группы мышц и  различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичночти, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

Имитационные движения – различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений;

Плясовые движения – элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног.

3. Развитие  умений ориентироваться в пространстве

Самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны и др.

  4. Развитие творческих способностей.

Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, самостоятельно создавая пластический образ;

Развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

 

5. Развития нравственного - коммуникативных  качеств

.   воспитание  умения  вести себя в  коллективе,  во время  движения;

. учить детей передавать свои чувства в движении.

6. Сроки реализации программы

Срок реализации программы – три учебных года. Занятия проводятся в групповой форме (группа 12-15 человек: дети в возрасте 4-7 лет). Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью  в возрасте (4-5 лет ) -20 минут;  (5-6 лет) – 20- 25 минут ; (6-7 лет) – 25-30 минут.

Для  дошкольного возраста (4-5 лет) - общее количество занятий- 28. 

Для  дошкольного возраста (5-6 лет)-  общее количество занятий – 28 ; Для дошкольного возраста (6-7лет) общее количество занятий  – 28 .

7. Ожидаемые результаты

Мы полагаем, что данная программа создаст условия для самовыражения детей, позволит им раскрыть индивидуальные танцевально - ритмические  способности, раскрепоститься, снять эмоциональные барьеры: скованности, неуверенности, они  научаться владеть своим телом, красиво двигаться, с помощью музыкально-ритмических движений  передавать свои чувства. Разученные танцевально-ритмические комплексы,  планируем представить на праздниках в детском саду и городских мероприятиях.

К концу освоения программы дети научаться:

·        выразительно исполнять движения под музыку;

·        самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;

·        импровизировать с использованием оригинальных и разнообразных движений;

·        точно и правильно исполнять движения в танцевальных и гимнастических композициях;

·        красиво двигаться и владеть своим телом,  станут эмоционально раскрепощенными и уверенными в себе .

8. Содержание программы

Этапы реализации программы

1.     Этап первичной диагностики – п/д

2.     Обучающий этап

3.     Развивающий этап

4.     Контрольный этап (заключительная диагностика) – з/д

Этап первичной диагностики включает в себя изучение двигательных навыков детей (бег, прыжки, поскоки, построения, перестроения и др.); определение индивидуальных способностей и склонностей ребенка; Обучающий этап представляет собой разучивание танцевально-ритмических движений. Развивающий этап включает в себя использование игровых приемов, способствующих  повышению двигательных навыков и проявлению творчества. Обучающий и развивающий этапы являются основными.

На основном этапе в соответствии с календарно-тематическим планированием проводятся занятия.

На контрольном этапе используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики двигательного и ритмического развития ребенка.

        

         9. Методическое обеспечение программы

         В ходе реализации данной программы основными приемами обучения в танцевально-ритмических упражнениях являются:

1.     Показ с пояснениями (поэтапное обучение и показ танцевально-ритмического движения);

2.     Игровые приемы, повышающие активность и развивающие сообразительность;

3.     Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка; использование упражнений по обучению невербальным средствам выразительности: мимики и пантомимики.

4.     Обеспечение психологического комфорта детей в процессе выполнения движений под музыку;

5.      Тренинги на релаксацию, музыкотерапию

6.     Выбор оптимальной формы занятий.