МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 "СКАЗКА"
Главная » Статьи » Делимся опытом

Сказкотерапия как средство коррекционной и развивающей работы с дошкольниками

 Своим рождением как автономного направления сказкотерапия  обязана  отечественным учёным. Её идеологами можно считать  Т.Д. Зинкевич-Евстигнееву, И. В. Вачкова . Родиной данного направления  практической психологии  является  Санкт-Петербург.    

  Итак, что определяет термин «сказкотерапия"? Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, рассуждая  об основах сказкотерапии,  указывает, что восприятие этого метода неоднозначно.

Слайд :                 

 Лечение сказками

      Приём коррекционной работы

Способ передачи основных знаний о жизни

Все эти взгляды  отражают  лишь какую-то одну грань  комплексной сказкотерапии.

Итак, под сказкотерапией  понимается

Слайд :

ž  Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

ž  Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие .

Слайд:По мнению Чех Е.В.  можно выделить несколько методов сказкотерапии.

ž     Рассказывание сказки.

ž     Рисование сказки.

ž     Сказкотерапевтическая диагностика.

ž     Сочинение сказки.

ž     Изготовление кукол.

ž     Постановка сказки.

ž  Слайд: Рассказывание  сказки

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе

Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.

Согласно Л. Дюсс если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно  невротического состояния.

Метод рисования сказки

Слайд:

ž  Желательно после этого сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребёнок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

ž  Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

ž  Для рисования лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).

Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.

Одним из направлений  сказкотерапии является куклотерапия.  В сказкотерапии  важен сам процесс изготовления куклы – процесс творения новой сказочной жизни.  Очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Поэтому процесс изготовления куклы – это всегда медитация. И главное – в конце работы человек получает замечательный продукт: куклу, которая уже может жить самостоятельной жизнью.

Иногда, создав куклу,  ребёнок испытывает чувство опустошённости. В этом случае ему важно понять, что это чувство естественно: для того, чтобы открыться новой жизни, необходимо отпустить старое, дать ему свою жизнь в образе куклы. Некоторые, наоборот, создав куклу, испытывают  прилив сил и радость. Кукла становится для них помощником.

 Детям до 8 лет ещё сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать  родителей, старших братьев и сестёр.

Слайд:

Проблемы, которые можно решить с помощью изготовления и применения кукол

Проведение психодиагностики.

  Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

 Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.

 Развитие коммуникативных навыков.

  Развитие самосознания.

 Развитие грубой и мелкой моторики.

Разрешение внутренних конфликтов.

  Профилактика и коррекция страхов.

  Развитие речи.

  Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

  Коррекция отношений в семье.

  Становление психосоциальной идентичности мальчиков и девочек.

В целом же значение куклотерапии  заключается в следующем:

Слайд:

ž  Благодаря куклотерапии  создаётся особая «терапевтическая среда», стимулирующая развитие личности ребёнка. Кроме того, развиваются:

ž  Речь детей

ž  Эмоциональная и моторная адекватность

ž  Коммуникативные навыки

ž  Пространственная ориентация

ž  Укрепляется союз с родителями

В психотерапии есть специальное театральное направление – психодрама. Безусловно, проживание под маской множество жизней  значительно обогащает  интеллектуальный, эмоциональный  и поведенческий багаж человека. Сказкотерапия  не могла обойти  стороной приём драматизации.

Слайд:

ž  Особое место в сказочных постановках занимают сказки-экспромты. Это сказки, которые  рождаются «здесь и сейчас», без домашних заготовок. Эффект  психологического воздействия таких сказок огромен. Сами актёры подсказывают  ведущему повороты сюжета , поэтому постановка превращается в живой процесс сотворчества.

ž   Кроме того, актёры  вынуждены  постоянно удерживать своё внимание, решать сознательно зашифрованные проблемы. Ведущий может в процессе постановки менять сюжет в зависимости от состояния  участников.

Следующим направлением сказкотерапии является песочная терапия.

Слайд:

ž  Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций, может быть  использован не только психологами, но и педагогами и воспитателями в образовательных целях.

Как пишет  Сакович Н.А. [8], «в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

ž   Технологии песочной терапии многофункциональны.  Они позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии. Клиент  решает задачи самоосознавания, самовыражения, самоактуализации,  снятия напряжения и др.

            В жизни каждый из нас играет множество ролей.  Но бывает  так, что мы           настолько привыкаем к какой-то роли, одному образу, что через  некоторое время становимся его рабом. Психологи называют это явление «соответствие образу» Негибкое соответствие , как известно, лишает человека спонтанности. И вновь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно измениться, попробовать  себя в неожиданных амплуа.

  Слайд

ž  Родоначальник – петербургский сказочник и волшебник  Андрей Владимирович Гнездилов.

Смысл  сказочной  имидж-терапии – мгновенное преображение.С новым имиджем  человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Прожив жизнь сказочного героя, он приобретает дополнительную силу. В сказочном образе человек  может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни.

   Немаловажен процесс сказочной имидж-терапии и для детей.  Дети склонны идентифицировать себя  с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут  выбрать для перевоплощения любой персонаж. Можно предложить им ряд аксессуаров и костюмов(накидки, короны, шляпы, перья, игрушечные шпаги и мечи, корзинки, платочки, веера, украшения, ткани и т.п.) для того, чтобы переодеваясь перед зеркалом, «собрали» свой образ.Когда ребёнок соберёт свой образ, , его можно пригласить к большому сказочному зеркалу, чтобы он  продемонстрировал  своего героя.  Находясь в образе,, он может, с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны,  проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.

 Арттерапия – это терапия искусством, забота о душе с помощью искусства.

Слайд:

 

В контексте  сказкотерапии  возможно применение  арт-терапевтических приёмов  в четырёх аспектах:

ž  Психодиагностическом

ž  Психокоррекционном

ž  Психотерапевтическом

ž  Психопрофилактическом

ž  В практике сказкотерапии  используются следующие арттерапевтические техники:

Слайд:

ž  Спонтанное рисование (рука рисует сама)

ž  Для этого берётся лист бумаги, выбирается формат, созвучны настроению (вертикальный, горизонтальный), выбирается форма листа Включается спокойная музыка. И рука начинает рисовать. Постепенно рисунок может дополняться аппликацией из журнальных вырезок, природным материалом.

   Спонтанное рисование помогает выражать свои чувства на бумаге: отыгрывать агрессию, освобождаться от агрессивных чувств, снять психологическое напряжение.

ž  Техника анонимного подарка (участники  группы выполняют работы на тему «Мои ощущения» (или  «Мои чувства или «Мои мысли»). Главное, чтобы участники не видели, что делает их сосед. После того, как  работа готова, участникам предлагается перенести их в специальное место. При этом авторы работ остаются неизвестными. Каждый участник  рассматривает все работы и и выбирает ту, которая пробудила желание подарить подарок. После этого участники группы изготавливают маленькие подарки с пожеланиями и кладут  на те работы, которые им приглянулись. Такое задание помогает  научиться чувствовать другого, проявлять о нём заботу, дарить и отдавать.

ž  Техника овощных печатей: участники   группы вырезают  из овощей печати и с помощью их создают композиции.  Опыт  овощных печатей  способствует  процессу формирования  адекватной самооценки . Ведь обычно печати ставят те, кто обладает соответствующим  социальным статусом, а следовательно, и адекватной самооценкой. Так, исподволь, оказывается помощь  конструктивно и творчески утверждать себя.

ž  Рисование «волшебными» красками:  Сначала участники группы делают тесто из муки, соли, подсолнечного масла, клея ПВА, а потом добавляют в него гуашь. Участники группы договариваются между собой, каждый берётся изготовить свой цвет. Для рисования сказки становятся общими. Рисунок выполняется на грубом картоне. В процессе рисования краски не размазываются, а выливаются на картон..Таким образом создаётся объём.  Именно с помощью чудесных красок  можно рассказать миру о том, что чувствуешь, с чём думаешь, к чему стремишься. В дальнейшем картины  используются  в качестве декораций или для  сочинения рассказов.

ž  Техника  «мёртвой и живой воды». Участникам группы предлагается  выполнить рисунок , например, «Что мне мешает  чувствовать себя спокойно».  Затем они проговаривают, от чего бы им хотелось освободиться , что они желают  полить «мёртвой водой».  Затем рисунки сжигаются в огнеупорной вазе , огонь заливается «мёртвой водой»

Телесно-ориентированные техники в сказкотерапии  используются в нескольких аспектах:

Слайд:

ž  Релаксационный практикум (применение медиативных сказок, «заземляющих упражнений -  хождение по разным видам почвы и др.)

ž  Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации (здесь развиваются способность понимать язык прикосновений, умение поддержать в тяжёлом  состоянии с помощью прикосновения. Телесная коммуникация, сопровождаемая образами, прослеживается в таких детских играх, как , например, «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы…». Дети говорят, что таким образом они делают массаж.)

ž  Спонтанное самовыражение (техника спонтанного танца) Главная идея – отойти от стереотипных движений, ощутить ритм музыки и откликнуться на него гармоничным движением.

В комплексной коррекционной работе с детьми дошкольного возраста  используется ряд сказкотерапевтических программ: программа Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой»,  В основу её подхода  могут быть положены слова Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой6»Развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов  взаимодействия с миром, а также обучение, диагностика и коррекция – вот основные возможности сказкотерапии».

   Свой практический опыт в работе с детьми дошкольного возраста    с использованием сказкотерапии предлагает Н.Малюткина.Целью её программы является коррекция поведения детей.

 В современной  психотерапевтической практике широко используется программа эмоционально-волевого развития детей и подростков , разработанная коллективом авторов под руководством Т. Зинкевич – Евстигнеевой  - Т.Грабенко и Д. Фроловым. Цель данной программы – коррекция комплекса проблем: страхов, тревожности, плаксивости, подавленности, и др(эмоциональная неадекватность)

 Интересной  представляется  коррекционно-развивающая программа  для детей, имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью Н.Погосовой  «Погружение в сказку»

Слайд

ž  Наиглавнейшими задачами курса  являются: развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления. Приучая мышцы тела расслабляться, успокаиваться, мы помогаем  организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие

ž  На «сказочных» занятиях дети, во-первых, учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, , а во-вторых,  постепенно овладевают «телесным осознанием»(внимание, направленное на внутренние ощущения, идущие от мышц, кожи и внутренних органов).

Программа позволяет решать логопедические задачи

Слайд

ž  В предлагаемых сказочных занятиях мало видимой работы над словом. Невидимая, незаметная на первый взгляд работа  готовит почву для последующей коррекции  речевых расстройств.  Если мы добьёмся заметных результатов в работе над дыханием, слуховым или зрительным вниманием, в способности детей чувствовать и понимать других, , то это неминуемо скажется на речи.

А также способствует решению  целого комплекса других  проблем

Слайд

ž  Проживая сказку», дети учатся преодолевать  барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное  телесное выражение  различным эмоциям,  чувствам, состояниям.

ž  Эмоционально  разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании  страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется  положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Заключение:

Коррекционная и реабилитационная работа с дошкольниками  имеет свою специфику. Прямые методы терапевтического воздействия  на душевные качества ребёнка  часто оказываются неэффективными.

И тогда перед взрослым встаёт вопрос: «Какой приём работы   с малышами  одновременно является  эффективным и щадящим нежную душу ребёнка?»  

Таким методом  является  гениальное наследство человечества – сказка. 

Категория: Делимся опытом | Добавил: администратор (12.12.2012)
Просмотров: 4512 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0